воскресенье, 10 февраля 2008 г.

Права человека

Я недавно перечитывал старую тему своего местного форума. И там была мной вскользь затрагивалась такая тема - права человека. Я привел ссылку на Декларацию Прав Человека - и встретил негативную реакцию. И это не единственный раз. Я и до этого видел среди сетевой общественности негативное отношение к идее прав человека.

Почему так?

Помните, в детстве в школе мы проходили стихотворение Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо"? Возможно, сейчас его уже не проходят. Само название стихотворения ставит очень важный вопрос. Как я видел по перепискам в некоторых форумах, люди не могут ответить на этот вопрос или дают довольно-таки странные ответы. Некоторые считают, что вообще нет чего-то, что было бы "хорошо" или "плохо", просто "делаю что хочу" или "прав тот, кто сильнее" (забывая, что на любую силу может найтись другая сила). А ответ довольно-таки прост.

Чтобы ответить на вопрос, хорошо или плохо делать то или иное, сначала ответьте на другой: хотели бы вы, чтобы кто-то сделал это по отношению к вам? Ответ на это вопрос будет одновременно и ответом на первый.
Конечно, можно рассуждать в таком духе: "мне никто не сможет это сделать, потому что я самый сильный". Однако помните утверждение в скобках в предыдущем абзаце.

Рассмотрим в этом свете Декларацию Прав Человека.

Первый пункт.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Кто-то думает, что, например, геи и кавказцы хуже, чем, соответственно натуралы и русские, и считает правильным подвергать их дискриминации.
Однако, им бы не понравилось, если кто-то вел себя так по отношению к ним.
Те же люди кричат, что эстонцы нехорошие, так как притесняют русских. Настоящее двоемыслие, Оруэлл отдыхает. :) То есть "нашим бить других - хорошо, а другим наших - плохо".

Далее.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

А тем, кто против Декларации, хотелось бы, чтоб кто-то посягал на ИХ жизнь и свободу.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Это очень касается членов разных экстремистских группировок, которые видят только одно решение проблемы с не нравящимися им людьми - бить. Но ведь вы бы не хотели, чтобы били ВАС?

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Те, кто собрался наисать на стенке подъезда "Вася + Маша = Любовь", а вы бы хотели, чтоб кто-то публично обсуждал ВАШУ личную жизнь.

Читал я и примерно такое возражение:
а преступники тоже имеют права? А ведь они же не люди.

На это дан ответ в статье 30 все той же Декларации:

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Это можно выразить проще:
"Мои права кончаются там, где начинаются твои права. твои права кончаются там, где начинаются мои права".

Например, статья 16, пункт 2:

Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.


То есть у каждого есть право вступать в брак и право не вступать в брак. И для того чтобы брак был заключен, нужно согласие обоих. И, кстати, только в этом случае брак имеет шанс быть счастливым, а иначе он принесет только горе и разочарование обеим сторонам.

Декларация Прав Человека - это хороший и разумный документ.

Несколько раз я видел, как в автобусах Новосибирска по телевизору крутили ролики социальной рекламы по правам человека. У меня дома есть диск с этими роликами. Я знаком с людьми, которые разместили их на транспорте. И с одной учительницей, которая показывала их школьникам.

Ссылка по теме:
Молодежь за права человека

Комментариев нет: